Приветствую Вас Гость


Воскресенье, 18.11.2018

16 апреля 

1113 год

В Киеве после смерти великого князя Святополка Изяславича началось народное восстание против княжеской администрации и ростовщиков.
Развитие ростовщичества в Киевской Руси на грани XI и XII столетий нашло отражение в ряде источников той поры.
Митрополит Никифор, обращаясь к Владимиру Всеволодовичу Мономаху, подчеркивает рост лихоимства и ростовщичества.
В этой же связи находится и характеристика Патериком Киево-Печерского монастыря киевского князя Святополка Изяславича.
Жадный, корыстолюбивый, жестокий Святополк отнимал землю, прибегал к пыткам для того, чтобы выведать о спрятанных ценностях, поощрял спекулянтов солью и хлебом, наживавшихся во время войн и голодовок, сам принимал участие в ростовщических сделках.
Имя князя Святополка стало ненавистным простым людям. Жестокими наказаниями Святополк сумел предупредить выступление народных масс Киевской земли при своей жизни. Но когда он умер, то весть о его смерти послужила сигналом к крупнейшему в истории древней Руси восстанию, вспыхнувшему в Киеве в апреле 1113 года
Святополк умер 16 апреля. Его вдова пыталась предотвратить надвигавшиеся события раздачей милостыни, но было поздно: восстание началось.
Ипатьевская летопись, сохранившая рассказ об этих событиях, сообщает о наличии в Киеве в те бурные дни двух группировок жителей. Одни «кияне» бушуют на улицах и площадях Киева, а другие, напуганные их действиями, принимают меры, для того, чтобы погасить огонь восстания.
Первые — это простой люд Киева и его окрестностей, а вторые — это киевская знать, в первую очередь богатые и именитые бояре. Вторые, сейчас же после смерти Святополка собрались на совет и решили пригласить в Киев на княжеский престол переяславльского князя Владимира Всеволодовича, будущего Мономаха.
Иллюстрация: «Народное восстание в Киеве в 1113 году». С картины И.С.Ижакевича.

1822 год

В Петербурге умер Дмитрий Григорьевич ЛЕВИЦКИЙ — живописец, академик, мастер парадного и камерного портрета.
Около 1735 года в Киеве в семье священника Г.К.Левицкого (настоящая фамилия Нос, или Носов), известного также как художник-гравёр родился Дмитрий Левицкий.
Учился изобразительному искусству у отца и у живописца А.П.Антропова (с 1758 года). Предположительно участвовал вместе с отцом в росписи Андреевского собора в Киеве (середина 1750-х гг.).
Около 1758 года Дмитрий Левицкий переехал в Санкт-Петербург. Учился в Академии Художеств. С 1779 года преподавал в портретном классе Академии Художеств. В Петербурге Левицкий продолжал заниматься с Антроповым. Известность Левицкому принесли картины, выставленные в экспозиции Академии художеств (1770).
В том же году за превосходно исполненный портрет А.Кокоринова тридцатипятилетний Левицкий получил звание академика.
Преподавал в Академии художеств (1771-1788), руководитель портретного класса.
Уже в ранних работах показал себя первоклассным мастером парадного портрета, способным найти выразительную позу и жест, сочетать интенсивность цвета с тональным единством и богатством оттенков (портреты Н.Сеземова, 1770; П.Демидова, 1773).
Вершиной творчества Левицкого и всего русского портрета XVIII века стала серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц, написанная в 1773- 1776 годах.
Серия «Смолянок» — шедевр мирового искусства (все портреты в Государственном Русском музее).
В созданной Левицким обширной галерее портретов величественная Екатерина II (1783), представлена мудрой и просвещенной законодательницей (именно этот портрет вдохновил Г.Державина на создание знаменитой оды «Видение Мурзы»), и Дени Дидро (1773), французского философа-энциклопедиста, писателя, энергию, творческое беспокойство, душевное благородство которого так живо и непосредственно передал русский художник, и отца художника (1779), скромного, мудрого и усталого старика, бывшего в свое время одним из лучших украинских граверов, и строителя здания Академии художеств зодчего А.Кокоринова (1769-1770), богатого купца-откупщика Н.Сеземова (1770), публициста, просветителя и издателя И.Новикова.
Левицкий был близко знаком со многими выдающимися людьми своего времени: Н.Львовым, Г.Державиным, В.Капнистом, И.Дмитриевым, И.Долгоруким, Н.Новиковым.
Граф Артемий Иванович Воронцов (1748-1813) заказал Левицкому портреты членов своей семьи, для украшения стен своего нового дома в Петербурге.
Портреты А.И.Воронцова, его супруги П.Ф.Воронцовой и их дочерей Екатерины, Анны, Марии, Прасковьи (1780-е годы, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), предназначались для семейной портретной галереи.
В 1780-х художник создал уникальную портретную галерею деятелей русской культуры. К тому же периоду относится написание портрета полководца А.А.Суворова.



Портрет Александра Васильевича Суворова. 1786.

Оказал сильное влияние на становление художников П.И.Соколова, В.Л.Боровиковского и Г.И.Угрюмова.
На иллюстрации: автопортрет работы художника, 1783.

1867 год

В Киеве на правом берегу Днепра была освящена часовня Святого Николая, возведенная при въезде на Николаевский цепной мост.
Киевский, подольский и волынский генерал-губернатор князь И.Васильчиков с митрополитом Арсением (Москвиным) пришли к единому мнению, что часовня лучше всего будет смотреться у находившегося перед мостом колодца. Ее можно было бы сделать в легких формах византийского архитектурного стиля даже прямо над колодцем. Об этом Васильчиков в январе 1861 гjода сообщил начальнику Киевского округа путей сообщения С. Бобрищеву-Пушкину. Впрочем, было и предложение возвести часовню повыше — у первого закругления спуска. Тогда как раз приближались к завершению работы по этой трассе, оставалось высадить по обеим сторонам дороги 560 тополей с разрывом между деревьями 8,5 м.
В мае 1862 года инженер Киевского округа путей сообщения штабс-капитан М.Бенземан подготовил проект часовни. Строить ее предусматривалось поблизости имевшегося гранитного резервуара (колодца) в конце подземной трубы, из которой круглый год текла родниковая вода.
Бенземан запроектировал часовню с парадными гранитными ступенями и таким же цоколем, а саму постройку — каменную, с колонами, отделанными лепкой, с пятью позолоченными куполами, гранитным полом, с вазой из лабрадорита, с киотом, дверями и оконными рамами из резного дуба.
31 января 1863 года (по ст. ст. и далее) Александр ІІ утвердил этот проект с размещением около резервуара с водой, но в марте 1865-го расположение пришлось изменить. Оказалось, что на первично избранном месте для поддержания часовни необходимо было возвести сзади нее каменную стену. Решили сооружать часовню непосредственно напротив моста, у подошвы лестницы, которая вела на среднюю часть Николаевского спуска.
Окончательный проект император утвердил 27 мая 1865 года. Летом начались строительные работы, а 12 сентября состоялась торжественная закладка часовни с участием архимандрита Пустынно-Никольского монастыря Феоктиста (Попова).



Часовня Св. Николая.

4 апреля 1867 года часовня Св.Николая была открыта и освящена. Для безотлучной службы при ней определили иеромонаха и двух послушников Пустынно-Никольского монастыря. Позже для них построили рядом жилое помещение на четыре человека. Часовня была квадратной: по внешнему контуру — 7,24 на 7,24 м и по внутреннему — 5,4 на 5,4 м. Она имела угловые пилястры толщиной 0,85 м и стены между ними в полметра, высота часовни до карниза составляла 6 метров. От часовни по склонам вверх к Киево-Печерской лавре была проложена деревянная лестница из 225 ступенек.
В часовне установили образа Св.Николая и еще трех святых, которые празднуются 4 апреля — «в день чудесного спасения жизни Александра ІІ», когда на него в 1866 году совершил покушение Д.Каракозов. Образа выполнил академик Петербургской академии искусств А.Рокачевский. Резные позолоченные рамы, железные решетки и шкаф для часовни сделал киевский мещанин Корнилий Пимоненко, отец известного художника Николая Пимоненко.
Часовня Св.Николая была первым храмом, который встречали на киевской земле многочисленные паломники, приходившие в город с левого берега.



Дорога к храму.

1912 год

В Петербурге родился Евгений Валерианович САМОЙЛОВ — актёр театра и кино. Народный артист СССР (1974). Трижды лауреат Государственных премий СССР (1941, 1946, 1947).
Евгений Самойлов окончил Ленинградский художественный политехникум в 1930 году. Тогда же поступил в труппу Ленинградского Театра актёрского мастерства под руководством Л.С.Вивьена.
Позднее, в 1934-1938 гг. — был в труппе театра имени В.Э.Мейерхольда, в 1940-1967 гг. — театра Революции (ныне — Московский театр имени Владимира Маяковского), с 1968 года — в труппе Малого театра.
В кино Евгений Самойлов с 1936 года. Дебютной ролью стала роль инструктора физкультуры Гриши в фильме Игоря Савченко «Случайная встреча».
В 1937 году на Киевской киностудии шли съёмки фильма «Щорс», но режиссёр А.П.Довженко упорно искал «своего» Щорса.
Один из его ассистентов видел Евгения Самойлова в роли Корчагина на генеральной репетиции. Артиста пригласили на пробы, и всё, что было накоплено в роли Павки Корчагина, он показал на первой и единственной пробе.
Режиссер нашел артиста красивого и серьезного, в глазах которого он ощутил благородный ум и высокие чувства.
Самойлов вновь обрел учителя, наставника в кино, гениального режиссёра романтического направления, поэта и философа, великого по своим нравственным убеждениям человека — Александра Петровича Довженко.
Роли в кино, сыгранные на Киевской киностудии: 1939 — «Щорс» — Николай Александрович Щорс (главная роль), 1942 — «Александр Пархоменко» — партийный начальник в Москве, 1951 — «Тарас Шевченко» — Спешнев, 1952 — «Неразлучные друзья» — Николай Ефанов (главная роль), 1964 — «Зачарованная Десна» — полковник Александр Петрович, 1990 — «Война на западном направлении» — Нил Игнатьевич.



Евгений Самойлов в роли Николая Щорса в фильме «Щорс» (1939).



В роли Николая Александровича Спешнева в фильме «Тарас Шевченко» (1951).

Умер 17 февраля 2006 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.

1921 год

В Ташкенте родился Анатолий Иванович ПОЗМОГОВ — ученый-медик. Доктор медицинских наук (1962), профессор (1963). Заслуженный деятель науки и техники УССР (1979).
В 1943 году Анатолий Позмогов окончил лечебный факультет Ташкентского медицинского института.
В качестве старшего врача полка принимал участие в Великой Отечественной войне.
Ратный труд был отмечен орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени.
В 1952 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук на тему «Томофлюорография в рентгенодиагностике туберкулезных каверн», в 1962 году — доктора медицинских наук, тема диссертации «Диагностическое значение томографии при раковом поражении гортани»; в 1963 году ему присвоено звание профессора.
С 1947 года в Киевском научно-исследовательском рентгенорадиологическом и онкологическом институте А.И.Позмогов прошел путь от младшего научного сотрудника до директора института, в должности которого был с января 1971 года по сентябрь 1987 года.
До 1971 года, в течение 3 лет, был проректором по научной работе Киевского медицинского института и заведующим кафедрой рентгенологии и радиологии того же института, затем в течение 5 лет — заместителем директора Киевского НИИ экспериментальной и клинической онкологии.
До ухода из жизни в мае 2004 года он работал главным научным сотрудником-консультантом Украинского НИИ онкологии и радиологии (сегодня — Национальный институт рака).
Анатолий Иванович Позмогов — рентгенолог по профессии и по призванию. Создал рентгенологическую школу своих последователей, которые трудятся на поприще лучевой диагностики.
Подготовил шесть докторов и 11 кандидатов наук, среди которых есть и видные онкологи нашей страны.
Опубликовал свыше 300 научных работ и 8 монографий.
Более 20 работ опубликовано в зарубежных изданиях.
Внес существенный вклад в разработку и внедрение в медицинскую практику ряда диагностических и лечебных методов в области рентгенологии, радиологии и онкологии.
В 1986 году в связи с аварией на ЧАЭС А.И.Позмогов в короткий срок сумел мобилизовать коллектив на перестройку профиля института и создание условий для приема и эффективного лечения больных с острой лучевой болезнью.
Под руководством и при непосредственном участии Анатолия Ивановича сотрудники института отлично справились с поставленной задачей.
Быстрое освоение и грамотное применение современных методов лечения обеспечили излечение весьма тяжелого контингента пациентов, снизили прогнозируемую тяжесть проявления острой лучевой болезни.
Награжден орденом Трудового Красного Знамени, 9 медалями и значком «Отличник здравоохранения».
Умер 29 мая 2004 года в Киеве.
В 2011 году в Киеве, на фасаде здания Национального института рака, по улице Васильковской 43/33, где с 1971 по 1987 год работал директором Анатолий Позмогов, была установлена бронзовая мемориальная доска.

1932 год

В селе Дремайловка Куликовского района Черниговской области родился Михаил Иосифович ЯДРЕНКО — учёный-математик, доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент Национальной Академии Наук Украины (1990). Заслуженный деятель науки и техники Украины. Лауреат премии имени академика Крылова (1993) и Государственной премии Украины (2000) за работы по теории случайных полей. Заведующий кафедры теории вероятностей и математической статистики Киевского государственного университета (1966-1998).
Среднюю школу Михаил Ядренко закончил в Чернигове с золотой медалью. В 1950—1955 гг. учился на механико-математическом факультете Киевского государственного университета имени Тараса Шевченко. В это время он заинтересовался теорией вероятностей и опубликовал свою первую научную работу, посвящённую случайным блужданиям. Своими учителями Михаил Иосифович всегда называл Бориса Владимировича Гнеденко и Иосифа Ильича Гихмана.
В 1955—1958 годах, в аспирантуре Киевского университета, Михаил Иосифович начинает изучение новой в то время области теории вероятностей — изучает поведение случайных функций нескольких переменных, то есть случайных полей. Его кандидатская диссертация посвящена теории однородных и изотропных случайных полей. Окончив аспирантуру, Михаил Иосифович работал на кафедре математического анализа и теории вероятностей Киевского университета.
В это время на механико-математическом факультете Киевского университета создается кафедра теории вероятностей и математической статистики. После отъезда в Донецк её основателя и первого заведующего Иосифа Ильича Гихмана заведующим кафедрой стал Михаил Иосифович Ядренко. Более тридцати двух лет под его руководством на кафедре проводились исследования в области теории случайных полей, асимптотических методов теории вероятностей, теории стохастических дифференциальных уравнений, прикладных вероятностных и статистических задач.
Благодаря инициативе Михаила Иосифовича с 1970 года начал выходить журнал «Теория вероятностей и математическая статистика». Это издательство сыграло важную роль в развитии Киевской школы теории вероятностей.
В 1968 году Михаил Иосифович основал издание периодического научно-популярного сборника «В мире математики». В 1995 году этот сборник был преобразован в научно-популярный, методический и историко-математический журнал для всех почитателей математики — от школьника до профессионала математика. Неизменным главным редактором этого журнала, начиная с 1970 года, был Михаил Иосифович.
Научное наследие Михаила Иосифовича состоит из более 200 публикаций. Особенно следует отметить его монографию «Спектральная теория случайных полей» (1980), которая стала настольной книгой специалистов по случайным полям.
Вместе с А.М.Ягломом, М.И.Ядренко считается основателем спектральной теории случайных полей.
Созданная Михаилом Иосифовичем спектральная теория позволила ему и его ученикам разработать эффективные методы решения задач статистики случайных полей — экстраполяции, фильтрации, интерполяции и оценки коэффициентов регрессии.
Один из лучших учебников по основам теории вероятностей и математической статистики написан М.И.Ядренко в соавторстве с И.И.Гихманом и А.В.Скороходом (1979). Уникальный сборник задач, созданный им в соавторстве с А.В.Скороходом, А.Я.Дороговцевым и Д.С.Сильвестровым был переиздан в США на английском языке в 1997 году.
Под руководством Михаила Иосифовича были защищены 45 кандидатских диссертаций, 10 из его аспирантов стали докторами физико-математических наук.
Награждён орденом «За заслуги» ІІІ степени и многими медалями.
Умер 28 сентября 2004 года в Киеве.

1933 год

В Котельниче Кировской области родилась Вера Самойловна Крепкина (девичья фамилия — Калашникова) — спортсменка (легкая атлетика), тренер. Заслуженный мастер спорта СССР. Олимпийская чемпионка 1960 года в Риме по прыжкам в длину.
Мать Веры работала уборщицей в больнице, отец в начале войны отправился на фронт и не вернулся.
Выступала за «Локомотив» (в 1950-1953 гг. Вологда, в 1954-1965 гг. Киев).
В 1948 году на соревнованиях железнодорожников Вера Калашникова познакомилась с тренером Валентиной Александровной Дороговой, по её совету поступила в Вологодский техникум железнодорожного транспорта, продолжила заниматься лёгкой атлетикой и в 1951 году была включена в сборную СССР.
В 1952 году вышла замуж за офицера-фронтовика Михаила Крепкина, вскоре переехала в Киев.
В 1961 году окончила Киевский институт физической культуры.
В 1950-е годы Вера Крепкина была одной из сильнейших в мире спортсменок в беге на короткие дистанции.
Семикратная чемпионка СССР в спринте, в составе советской команды она дважды становилась чемпионкой Европы в эстафете 4 x 100 м, с 13 сентября 1958 года по 19 июля 1961 года была обладательницей мирового рекорда на стометровке — 11,3.



Киевлянка В. Крепкина выигрывает еще одну золотую медаль чемпионки СССР в беге на 100 м.

Вера Крепкина участвовала в спринтерских забегах на Олимпийских играх в Хельсинки-1952 и Монреале-1956, в составе эстафеты 4 х 100 м занимала 4-е места.
В преддверии Олимпиады 1960 года в Риме начала осваивать новую дисциплину — прыжки в длину.
За год до Олимпиады спортсменка перенесла болезнь Боткина, была исключена из состава олимпийской сборной, но приняла участие в товарищеском матче СССР — США и выиграла «золото».
Благодаря личному распоряжению руководителя Госкомспорта СССР Юрия Романова Крепкина всё же отправилась на Игры в Риме, но в качестве запасной.
31 августа 1960 года на Олимпийских соревнованиях по прыжкам в длину, открывавшим легкоатлетическую программу Игр, Вере Крепкиной достался 159-й номер, «соответствующий» её росту, за который советскую спортсменку называли «Русским колобком». На римском стадионе «Форо Италико» Крепкина завоевала золотую медаль, победив более опытных прыгуний — чемпионку предыдущей Олимпиады Эльжбету Кшесиньскую из Польши и мировую рекордсменку Хильдруну Клаус из ГДР.
Результат Крепкиной являлся новым олимпийским рекордом — 6 метров 37 сантиметров.

«Золотой» прыжок Рима. 1960 г.Вера Крепкина.

Как и на предыдущих Олимпиадах, в Риме Вера Крепкина также выступила в спринтерских беговых дисциплинах, в составе эстафетной команды вновь заняла 4-е место.
В состав сборной СССР входила до 1965 года, впоследствии работала детским тренером.
Награждена орденом Ленина (1960).



В 2008 году стала лауреатом украинской национальной премии «Гордость страны».

1936 год

В пгт Черкасское Славянского района Донецкой области родился Владимир Дмитриевич ЛИТВИНОВ — украинский философ, историк культуры, переводчик античной литературы, специалист по истории гуманизма в Украине. Доктор философских наук, профессор. Отличник народного образования. Член Национального союза писателей Украины (1987).
Окончил факультет иностранных языков Львовского университета (отдел классической филологии).
В 1963-1980 гг. работал преподавателем Нежинского государственного института имени Николая Гоголя.
С 1980 года работает в Института философии имени Григория Сковороды НАН Украины, ведущий научный сотрудник.
В 1991-2010 гг. вел курс лекций по латинскому языку в Национальном университете «Киево-Могилянская академия», профессор.
В.Д. Литвинов «Ренессансный гуманизм в Украине» (Идеи гуманизма эпохи Возрождения в украинской философии XV-нач. XVII в.).
Был номинантом на Шевченковскую премию 2011 года по монографию «Украина в поисках идентичности. Историко-философский очерк».
Владимир Литвинов — автор книг:
  • «Ренессансный гуманизм в Украине. Идеи гуманизма эпохи Возрождения в украинской философии XV-нач. XVII в.»;
  • «Католическая Русь» (историко-философский очерк) и многочисленных публикаций.
    В переводах Литвинова появились произведения Марка Туллия Цицерона, Эразма Роттердамского, Баруха Спинозы, Станислава Ореховского, Ивана Домбровского.
    Перевел с латыни оригинальные тексты к изданию «Украинский гуманисты эпохи Возрождения» в 2-х томах, «Тысячу лет общественно-политической мысли Украины» в 9-ти томах, составитель латино-украинского словаря. Также переводит с немецкого и польского языков.



  • По материалам сайта "Киевский календарь"

    Другие события месяца >>>



    Поиск по сайту

    Погода в Киеве

    Наш сайт в соц. сетях

    Наши друзья

    Киевский календарь



    Сайт памяти Виктора Некрасова

    Ассоциация велосипедистов Киева

    ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
    всемирная ассоциация

    E-mail: org@waet.com.ua
    http://waet.com.ua

    Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Зарегистрированных: 0
    Каталог сайтов «ua24.biz» Каталог украинских интернет магазинов Рейтинг интернет магазинов Украины участник каталог интернет магазинов Украины
    Shop-List.com.ua GigaTrade.com.ua Форум Киева Каталог сайтов Все сайты города Киева. Справочник сайтов Киева Google+
    Кiевъ Градъ © 2011
    Использование материалов сайта www.kievgrad.org разрешается при наличии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки). За содержание материалов, предоставленных сторонними источниками, администрация "Кіевъ Градъ" ответственности не несет. Новости публикуются на языке оригинала.