Приветствую Вас Гость


Четверг, 24.05.2018

22 мая 

1839 год

В Киеве заложен ботанический сад Университета.

Знаменательным событием в общественной жизни страны было основание в 1834 году Киевского университета Святого Владимира.
Одним из важных научно-исследовательских учреждений университета стал его ботанический сад.
Вопрос о целесообразности основания ботанического сада возник ещё во время подготовки к организации университета.
Архитектор В.И. Беретти, по проекту которого возводился университет, предложил расположить сад на пустыре, который прилегал к сооружаемому корпусу.
Основой коллекций сада должны были стать растения, которые было решено перевезти в Киев с Кременецкого (Волынского) лицея в 1833 году, после его расформирования. Тем не менее, из-за отсутствия средств создание ботанического сада задержалось на несколько лет.
Позднее из Кременца, а также с других мест в университет начали поступать растения.
По реестру 1834 года с Кременца было принято 513 растений 34-х видов, которые были размещены в Царском саду (ныне это место является частью Центрального парка культуры и отдыха).
Лишь в 1839 году Киевский учебный округ дал разрешение на закладку временного ботанического сада.
Выполнение этих работ было поручено заведующему кафедрой ботаники университета профессору Р.Э.Траутфеттеру, который был с 1838 года директором сада.
22 мая 1839 года Р.Э.Траутфеттер сделал первые посадки будущей всемирно известной коллекции.
С того времени этот день считается датой утверждения Киевского ботанического сада.
С первых дней начали налаживаться связи с ботаническими садами России и Западной Европы, постепенно увеличивалось количество видов.
В конце 1841 года сад получил статус постоянного.
В следующие годы продолжалась застройка территории и пополнение коллекций.
По плану архитектора Лауфера сооружен оранжерейный комплекс, а также террасы, которые сохранились до наших дней.
До 1850 года окончательные работы по приведению в порядок сада были завершены.

1871 год


В Киеве состоялась торжественная закладка сооружений первого централизованного водопровода.
В этот день в Городском саду было освящено возведение первой водонапорной башни. Она не сохранилась до наших дней. В 1872 году к нему было подключено всего 83 усадьбы, а длина водопровода составила 24 километра. Вода поначалу качественно очищалась песочными фильтрами английского типа. Согласно техническим условиям, фильтр необходимо было менять шесть раз в год. Комиссионерам вскоре надоело такое занятие, и это привело к тому, что через короткое время киевляне обнаружили, что по качеству «очищенная» вода не отличается от обычной днепровской. В Городскую управу посыпались жалобы пользователей. В свою очередь концессионеры жаловались городу, что к водопроводной сети самостоятельно подключаются «шаровики», что приносит убытки и понижает расчетные мощности подачи и потребления воды. Интересно и то, что все больше абонентов требовало от Общества установки счетчиков учета воды (как видим, новое — это хорошо забытое старое).
Спустя пять лет к водопроводу подключили уже 270 усадеб, расположенных практически на всех центральных улицах Киева. Выяснилось, что имеющиеся фильтры, даже при условии правильной их эксплуатации, из-за превышения расчетной их мощности просто не успевали очищать воду. Требовалось строительство новых, город оказался перед проблемой создания и артезианского водоснабжения, на которое впоследствии надолго перешел, «забыв» о грязном Днепре. До такого перехода был построен новый мощный фильтр, получивший у киевлян имя «Палестина». Он был построен у подошвы Владимирской горки. Внешний павильон его сохранился по сей день. Его может увидеть каждый, кто спускается с Европейской на Почтовую площадь, или поднимается вверх. Интересна топонимия «палестинского фильтра». Его имя автоматически перекочевало от названия гостиницы «Палестина», которая существовала здесь ранее. Арендатором «деревянного трехэтажного отеля» являлся предприниматель и инженер-технолог Качала, между прочим, специалист по водолечению. Незадолго до окончания срока аренды Дума передала постройку, находившуюся в аварийном состоянии, под снос Водопроводному обществу, что оно успешно и сделало. Сейчас имя «Палестина» забыто. Оно появилось здесь в свое время не случайно. Много лет в бывшей гостинице останавливались богомольцы, посещающие «Иерусалим земли Русской». Совсем неподалеку от «Палестины» находилось место, где, по преданию, Владимир крестил в водах Почайны киевлян и своих 12 сыновей. С этого места существовало удобное сообщение как с Лаврой, так и с монастырями и соборами Верхнего города и, само собой разумеется, с Подолом.

1879 год


В Лебедине в семье фельдшера родился Федор Григорьевич КРИЧЕВСКИЙ — украинский живописец, первый ректор Украинской академии искусств, профессор Киевского художественного института.
Учился в Вене у Густава Климта. Монументальный триптих Кричевского «Жизнь» (1925—1927) стал классическим образцом украинского модернизма.
В годы немецкой оккупации Федор Кричевский был председателем Союза украинских художников, но ни он, ни его жена не были выданы немцам несмотря на их еврейское происхождение.
В 1944 году пытался выехать за рубеж, но поезд, в котором он ехал не успел отойти далеко от Кенигсберга и попал в окружение. Кричевский был арестован органами НКВД, затем освобождён, жил в ссылке в селе Ирпень под Киевом, где и умер, вероятно от голода в 1947-м году, несмотря на помощь, которую оказывала ему Татьяна Яблонская.
Обвинения Кричевского в сотрудничестве с немцами в советских послевоенных источниках не упоминаются (вероятно, из-за отсутствия состава преступления), о нём пишется лишь как об авторе монументальных полотен, прославлявших советскую власть.
Брат Василий (архитектор и живописец) в 1943 году эмигрировал вместе с семьёй в Германию, а в 1946 году в Венесуэлу.

Федор Кричевский «Головка девочки в платке», 1906.

Федор Кричевский «Головка девочки в платке», 1906.

Федор Кричевский «Невеста», 1910.

Федор Кричевский «Невеста», 1910.

Произведения — «Головка девочки в платке» (1906), «Портрет Веры Пушковой, натурщицы академии художеств» (1908), «Дама с веером» (1908), «Портрет армянского художника В.Ахикяна» (1908), «Невеста» (1910), «Портрет мальчика» (1910), «Биатриче» (1911), «Три поколения» (1913), «Женские головки» (1913), триптих «Жизнь» (темпера, 1925—1927), «Автопортрет» (1926), «Победители Врангеля» (1934—1935), «Весёлые доярки» (1937) и др.
Умер 30 июля 1947 года.

1903 год

В городе Белая Церковь Киевской губернии в рабочей семье родился Бенцион Моисеевич ВУЛ — физик, специалист в области физики диэлектриков, полупроводников и квантовой электроники. Академик АН СССР (1972). Лауреат Сталинской премии второй степени — за открытие нового сегнетоэлектрика — титаната бария (1946). Лауреат Ленинской премии (1964) — за создание полупроводникового квантового генератора. Герой Социалистического труда (1969).
Отец был кузнецом, колесником, имел небольшую мастерскую.
В Белой Церкви Бенцион Вул окончил двухклассную школу, затем учился в Белоцерковской гимназии.
В 1920 году гимназист Вул добровольцем ушел в Красную Армию. Воевал в Первой конной армии.
По возвращении в Белую Церковь был избран секретарем городской организации комсомола и на этой работе оставался несколько месяцев.
В 1921 году Киевским губкомом комсомола был мобилизован в Киевский политехнический институт, где был зачислен на электротехнический факультет.
Выполненная им дипломная работа представляла собой проект тепловой электростанции для будущего Днепрогэса.
Еще во время работы над дипломом был зачислен в аспирантуру электротехнического факультета Киевского политехнического института.
В январе 1928 года окончил институт и был оставлен аспирантом на кафедре электротехники. Аспирантуру закончил в конце 1929 году, защитив публично диссертацию.
С 1932 года работал в Физическом институте АН СССР в Москве.
Академик Академии наук СССР (1972, член-корреспондент с 1939 года).
Сыграл ключевую роль в разработке первых отечественных полупроводниковых диодов, транзисторов, солнечных батарей и полупроводниковых лазеров.
Совместно с Н.Г.Басовым и Ю.М.Поповым предложил идею создания полупроводниковых лазеров, эксимерных лазеров, возбуждаемых электронным пучком.
Умер 9 апреля 1985 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

1910 год

В крестьянской семье в селе Косовка, ныне Кировоградской области родился Григорий Никонович ЛОГВИН — украинский ученый, архитектор, художник и искусствовед, талантливый популяризатор культурного наследия Руси-Украины. Доктор искусствоведения. Заслуженный деятель искусства Украины. Заслуженный архитектор Украины. Лауреат Государственной премии им.Т.Шевченко, а также премий им.Н.Грушевского, фонда Омельяна и Татьяны Антоновичей и премии «Признание».
Григорий Логвин был одним из инициаторов и организаторов создания Украинского общества охраны памяток истории и культуры.
В 1957 году выступил в газете «Литературная Украина» с иницативой создания Киевского Музея народной архитектуры и быта.
Неутомимый исследователь Софии, который посвятил ей много статей и две книги-альбома, которые внесли весомый вклад в искусствоведческую науку – «София Киевская» и «Собор Святой Софии в Киеве».
Сын Юрий Логвин — украинский художник-график, писатель.
Умер 7 марта 2001 году в Киеве.

1920 год

В Херсоне в семье актёров Рабоче-крестьянского передвижного театра на Украине родился Николай Григорьевич ГРИНЬКО — актёр театра и кино. Народный артист Украины (1973). Участник Великой Отечественной войны.
С детства Николай мечтал стать артистом, но планы нарушила Великая Отечественная война.
На фронте Гринько служил стрелком-радистом на бомбардировщиках дальнего действия и был комсоргом полка.
После войны стал помощником режиссёра, а со временем — ведущим актёром театра, много работал на эстраде.
С 1946 года — актёр драматических театров Запорожья и Ужгорода.
С 1955 года — актёр и художественный руководитель Киевского эстрадного оркестра «Днiпро».
С 1963 года — актёр киностудии имени А.П.Довженко.

Кадр из фильма «Сталкер» (1979).

Кадр из фильма «Сталкер» (1979).

Самые известные роли — Папа Карло («Приключения Буратино»), Профессор («Сталкер»), профессор Громов («Приключения Электроника»), сделавшие его популярным во всей стране.
Николай Гринько умер от лейкемии в Киеве 10 апреля 1989 года, похоронен на Байковом кладбище.

1929 год

В Киеве родилась Евдокия Мироновна ОЛЬШАНСКАЯ (настоящее имя — Дися Мееровна ЗАЙДЕНВАРГ) — поэт, эссеист, литературовед. Лауреат Государственной литературной премии Украины имени Н.Ушакова (2003). Член Национального союза писателей Украины (1999).
В 1952 году Евдокия Ольшанская окончила филологический факультет Киевского педагогического института.
Преподавала в школе, работала в библиотеке.
Создатель и руководитель клуба поэзии «Родник», заведующая отделом поэзии в журнале «Ренессанс».
Более сорока лет собирала ахматовские материалы: книги и портреты, стихотворные посвящения, свидетельства современников, научные работы. Исследовала биографические и творческие связи Анны Ахматовой с Украиной, проводила литературные вечера и читала лекции, публиковала статьи и выступала на международных конференциях.
В 2003 году сбылась мечта о музее: на основе собрания Е.М.Ольшанской, включающего несколько тысяч единиц хранения, был открыт мемориальный кабинет Анны Ахматовой в Центральном государственном архиве-музее литературы и искусства Украины.
Стараниями Евдокии Мироновны в 1989 году, к столетию Ахматовой, в Киеве появилась улица Анны Ахматовой, библиотека ее имени, а на доме №7 по улице Марии Заньковецкой установили мемориальную доску.
Печаталась как поэт с 1946 года в газете «Сталинское племя».
Автор книг стихов: «Диалог» (1970), «Сиреневый час» (1991, предисловие А.А.Тарковского), «Причастность» (1994), «Мелодии осени» (1997), «Свет издалека» (1999), «Венок Анне Ахматовой» (1999), «Мгновения» (2002).
Выпустила книгу стихов, воспоминаний и писем: «Поэзии родные имена» (1995, предисловие А.Радковского).
Печаталась в журналах и альманахах: «Ренессанс», «Новый журнал», «Крещатик», «Встреча», «Сталкер».
Составила сборники: «Серебряный век» (1994), «Родник» (1997).
Переводила стихи украинских поэтов.
Стихи Ольшанской переведены на английский, немецкий, украинский, чеченский языки.
Входила в дружеское окружение писателя Виктора Некрасова.
Умерла 19 октября 2003 года в Киеве.


***

                               В.П. Некрасову

Дом как дом,
                    и рядом — арка,
Как бывало сердцу жарко —
Не забудется уже!

Как сомненья забывала,
как светилась изнутри...
А всего-то здесь бывала
Я, пожалуй, раза три!

Но гордиться буду
                             даже
Свой заканчивая век,
Тем, что в Киеве, в Пассаже,
Жил тот самый человек.

Человек с усталым взглядом,
Неухоженный, худой,
У кого учиться надо
Не клониться пред бедой.

Жить пред совестью в ответе.
Не кадить ничьим богам...
Хоть теперь на камни эти
Не ступить его ногам.

Все же, памятью богата,
Я и этим дорожу,
Что волнуюсь, как когда-то,
Мимо дома прохожу.

1975

1939 год

В Киеве родился Александр Федорович ПАВЛОВ — художник, архитектор, писатель. Кандидат архитектуры (1969). Член Национального союза архитекторов Украины (1978). Член Национального союза художников Украины (1989).
Живописью начал заниматься с пятнадцати лет.
В 1962 году Александр Павлов окончил Киевский строительный институт, по специальности архитектор. Защитил кандидатскую диссертацию.
В 1981-1991 гг. работал в системе художественного фонда СССР.
С 1992 года — свободный художник.
С 1968 года — 20 персональных выставок и 25 совместных в Украине, России, Германии, Франции, Люксембурге, Индии, Англии.

Александр Павлов «Ратушная площадь в Таллинне» (2002).

Александр Павлов «Ратушная площадь в Таллинне» (2002).

Живопись его самобытна и темпераментна. Идя своим собственным, никого не повторяющем путем, он пытливо всматривается в предшественников, и особенно в тех мастеров, которые близки ему по духу, живописному строю, по отношению к цвету как автономной всеобъемлющей стихии, способной создавать свои собственные миры страстей и чувств, неразрывно связанные с миром живой действительности, но отнюдь не копирующие его.
А.Ф.Павлов много путешествует. И какие бы мотивы не появлялись на его холстах — старые районы Киева, предгорья Карпат, природа Дагестана, горы Грузии, долины Армении, раздолья Подмосковья, жаркие пески и яркие ковры растительности Средней Азии — доминирующей нотой в его творчестве всегда звучит страстное жизнелюбие, неутолимая жажда новых впечатлений, восхищение разнообразием мира, его явлений и форм, царящим в нем буйством цвета, водоворотом чувств, страстей, характеров, жизненных и природных контрастов, стремительной сменой картин действительности. Принципиально те же задачи ставит перед собой художник в своем портретном творчестве. Портрет его — это пейзаж характеров, выполненные в той же экспрессивной манере, с той же импровизированно-темпераментной кладкой мазков, крутым замесом пастозно-корпусного письма. Однако, портреты выявляют еще и личные пристрастия художника в литературе, искусстве. Не случайны в его портретной галерее, например, образы К.Гамсуна, М.Пруста, Т.Манна, Н.Гумилева, Н.Пиросмани. Один из крупных украинских ученых и коллекционеров, доктор филологии Ю.Ивакин живописный «почерк» А.Павлова определил как неистовый «романтический экспрессионизм». Терминологическое совпадение вовсе не означает тут каких бы то ни было «генетических» связей с экспрессионизмом как выражением определенной системы взглядов в искусстве, но за но зато метко определяет чисто живописный метод, который выбрал художник, чтобы наиболее адекватно выразить себя и свое активно-творческое, преобразующее отношение к миру.
Периодически организуемые выставки его произведений в музеях Украины, галереях и выставочных залах Европы свидетельствуют, что художник находится сейчас в поре щедроплодотворной зрелости, настойчиво и целеустремленно двигаясь в глубь избранного им живописного мира.
Автор книг: «Неудачница или жизнь налегке» в книге «Владимирская горка» (1994), «Жизнь на Лысой горе» (2002), в соавторстве с С.И.Ялкут «Жизнь удалась» (2007), «Снег на болоте» (2010).
Один из основателей секции каратэ в Киеве. Обладатель черного пояса по каратэ.

1941 год

В деревне Опихалино Вологодской области, в семье портного родился Николай Владимирович ОЛЯЛИН — киноактёр, режиссёр и сценарист. Народный артист Украинской ССР (1979). Лауреат премии комсомола УССР (1972).
В детстве занимался в кружке самодеятельности в местном Доме офицеров.
В 1959 году Николай Олялин приехал в Ленинград и сразу поступил в ЛГИТМиК, на курс Александра Яна.
Успешно окончив институт, артист был направлен в Красноярский театр юного зрителя, на сцене которого за несколько лет переиграл множество разноплановых ролей.
С 1968 года Николай Олялин начал работать на киностудии имени А.П.Довженко.
Дебютировал в кино в роли лётчика-истребителя Николая Болдырева (фильм «Дни летные», вышедший на экраны в 1966 году).
Через год его пригласил режиссёр Юрий Озеров, на одну из ведущих ролей в киноэпопее «Освобождение».
Роль капитана Цветаева заслуженно принесла Николаю Олялину всесоюзную известность.
В 1990 году Николай Олялин по своему сценарию поставил мелодраму «Неотстрелянная музыка», одну из главных ролей в котором исполнил сам.
Умер в Киеве 17 ноября 2009 года в возрасте 68 лет от обширного инфаркта, похоронен на Байковом кладбище.

1945 год

В Киеве на Подоле родился Юрий Евгеньевич РЫБЧИНСКИЙ — украинский поэт-песенник.
Мама была военным врачом, отец — финансистом. Все члены семьи Рыбчинских по мужской линии имели склонность к рисованию, и потому поэтические пробы сына оказались для родителей неожиданностью.
В юности участника литстудии, киевского школьника Юрия Рыбчинского поддержал тогдашний молодой режиссер Лесь Танюк.
В 19 лет, когда Юрий Рыбчинский был еще неизвестным поэтом, известный чтец Вячеслав Сомов взял в свои концертные программы произведения Рыбчинского и прославил автора.
Юрий Рыбчинский закончил филфак университета, отслужил в армии и затем началась его творческая работа.
Сотрудничал с Владимиром Ивасюком, Игорем Покладом, Николаем Мозговым, Игорем Шамо, Геннадием Татарченко.
Его песни исполняют: Нина Матвиенко, София Ротару, Тамара Гвердцители, Валерий Леонтьев, Александр Малинин, Таисия Повалий, Лолита Милявская, Наталья Могилевская, Руслана Лыжичко...
Поэта по праву называют одним из основоположников украинской эстрадной песни.
Пишет для «звезд», но он наделен редчайшим талантом открывать новые имена.
На его песнях — от гениальных «Дикi гуси», «Тече вода», «Кленовий вогонь», «Зелен клен», «Минає день» до «Белой вороны», «Пилигримов» и «Виват, король!» — выросло не одно поколение слушателей.

1951 год

В Киеве в семье известного украинского поэта Петра Иванова родился Сергей Петрович ИВАНОВ — киноактёр. Народный артист Украины (1998).
По окончании школы Сергей Иванов поступил в Театральный институт имени Карпенко-Карого — он был чрезвычайно пластичен и прекрасно декламировал стихи. Кинорежиссёры приметили талантливого актёра на третьем курсе, и концу учёбы за его плечами было уже несколько ролей.
В 1972 году Сергей Иванов окончил институт, и был приглашен Леонидом Быковым в картину «В бой идут одни «старики».

Роль лейтенанта Александрова («Кузнечика»)<br>в фильме «В бой идут одни «старики». 1973.

Роль лейтенанта Александрова («Кузнечика»)
в фильме «В бой идут одни «старики». 1973.


А произошло это так. Быков встретил Иванова на проходной киностудии и предложил почитать сценарий. «Уже прочел, — ответил актёр. — Буду играть». «Кого?» — удивился Быков. «Кузнечика!!!» Быков шутил потом, что взял Иванова на эту роль из-за его наглости. Леонид Быков признавался, что фильм про небо и лётчиков — его детская мечта. И лётчик по прозвищу «Кузнечик» — это он сам в молодости. Иванов блистательно сыграл доверенную ему роль. Этот фильм сделал молодого актёра знаменитым на всю страну.
Став с 1972 года актёром Киевской киностудии имени А.Довженко, Сергей Иванов очень много снимался в кино именно в 70-е годы: в музыкальной комедии «Ар-хи-ме-ды!», телесериале «Рождённая революцией» (замечательная роль Афиногена Полюгаева), комедии «Дачная поездка сержанта Цыбули», героической драме «Аты-баты, шли солдаты…» и многих других.
Его герои, как правило, — обаятельные молодые люди с наносной серьёзностью, но всё ещё остающиеся детьми.

Роль Лариона Ларионовича Суржанского (Лариосика) в фильме «Дни Турбиных» (1976).

Роль Лариона Ларионовича Суржанского (Лариосика) в фильме «Дни Турбиных» (1976).

Одной из лучших работ актёра стала роль Лариосика в драме Владимира Басова «Дни Турбиных», снятой по произведениям Михаила Булгакова.
Скончался Сергей Петрович 15 января 2000 года в Киеве, похоронен на Байковом кладбище.

1978 год

В Москве родился Владимир Александрович НЕВЗОРОВ — учредитель и главный редактор издательства «Скай Хорс».
В 2000 году Владимир Невзоров окончил магистратуру государственного университета «Высшая Школа Экономики» (Москва), в 2002 защитил кандидатскую диссертацию.
Первую книгу (о компьютерах) написал и издал еще студентом в 1998 году.
С 2005 года живет и работает в Киеве.
В 2006 году учредил издательство «Скай Хорс» (www.skyhorse.ua), одной из основных тематик которого является история Киева.
Увлечение историей города началось с изучения истории семьи: предки Владимира — семья Стрекаловых — жили в собственной усадьбе на Соломенке, рядом с Покровской церковью. Местность, где находилась дворянская усадьба Стрекаловых, до революции так и называлось — Стрекаловка.




Поиск по сайту

Погода в Киеве

Наш сайт в соц. сетях

Наши друзья

Киевский календарь



Сайт памяти Виктора Некрасова

Ассоциация велосипедистов Киева

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
всемирная ассоциация

E-mail: org@waet.com.ua
http://waet.com.ua

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Зарегистрированных: 0
Каталог сайтов «ua24.biz» Каталог украинских интернет магазинов Рейтинг интернет магазинов Украины участник каталог интернет магазинов Украины
Shop-List.com.ua GigaTrade.com.ua Форум Киева Каталог сайтов Все сайты города Киева. Справочник сайтов Киева Google+
Кiевъ Градъ © 2011
Использование материалов сайта www.kievgrad.org разрешается при наличии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки). За содержание материалов, предоставленных сторонними источниками, администрация "Кіевъ Градъ" ответственности не несет. Новости публикуются на языке оригинала.