Приветствую Вас Гость


Воскресенье, 18.11.2018

22 марта 

1842 год

В селе Гриньки Кременчугского уезда Полтавской губернии (ныне Глобинского района Полтавской области) родился Николай Витальевич ЛЫСЕНКО — украинский композитор, пианист, дирижёр, педагог, собиратель песенного фольклора и общественный деятель.
В 1864 году Николай Лысенко окончил университет в Киеве, в 1867—1869 гг. прошёл курс Лейпцигской консерватории по классу фортепьяно и композиции; в 1874—1876 гг. совершенствовался в Петербургской консерватории под руководством Н.А.Римского-Корсакова.
Записывал и обрабатывал украинские народные песни, создавал хоровые коллективы, пропагандировал украинские народные песни. В 1904 году на средства прогрессивной общественности открыл в Киеве Музыкально-драматическую школу (с 1918 года — Высший музыкально-драматический институт его имени), где учились многие видные представители украинского искусства. Как композитор был убеждённым последователем «Могучей кучки», претворял в своём творчестве реалистические принципы музыкальной школы на основе украинского фольклора. Создал около 20 произведений для музыкального театра, заложивших основу украинского оперного искусства, в том числе оперы — «Рождественская ночь» (2-я редакция 1882, Харьков), «Утопленница» (1885, Харьков, на сюжет «Майской ночи» Н.В. Гоголя); оперетту «Черноморцы» (1872). Огромную популярность приобрела его опера «Наталка Полтавка» (1889, Одесса, по И.П. Котляревскому), построенная на обработках народных песен. Вершина оперного творчества Лысенко — героико-романтическая опера «Тарас Бульба» (1890, поставлена 1924, Харьков, по одноимённой повести Гоголя). Беспощадной сатирой на царское самодержавие явилась опера «Энеида» (1911, Киев, по Котляревскому). Творчество Лысенко протекало в различных жанрах. Автор цикла «Музыка к Кобзарю» (1868—1901), включающий более 80-ти разнообразных вокальных жанров от песен до развёрнутых музыкально-драматических сцен; многих романсов и песен на слова И.Франко (в том числе гимн «Вечный революционер», Л.Украинки, А.Олеся, Н.Старицкого, Г.Гейне, А.Мицкевича, обработок народных песен, камерно-инструментальных произведений и исследований, посвященных украинской народной музыке.
Умер 6 ноября 1912 года в Киеве.

1860 год

В селе Янишевка, ныне Ивановка Ставищенского района Киевской области, родился Порфирий Данилович ДЕМУЦКИЙ — фольклорист, хоровой дирижёр, композитор и педагог.

В 1889 году окончил медицинский факультет Киевского университета, где принимал участие в хоре Н.Лысенко.
В 1899-1918 гг. работал врачом в селе Охматов Черкасской области, где организовал сельский хор, с которым выступал во многих городах Украины.
С 1918 года жил в Киеве.
В 1921-1922 гг. – преподаватель Музыкально-драматического института имени Н.Лысенко.
Записал около 700 народных песен.
Произведения: кантата «Бьют пороги», «Дума про Фёдора Безродного», «Заповит», «Чернец» (оба на стихи Т.Г.Шевченко, 1926).
Сын — кинооператор Даниил Демуцкий.
Умер Порфирий Демуцкий 5 июня 1927 года в Киеве, похоронен на Байковом кладбище.
С 1995 года в Украине проходят конкурсы-смотры народных хоров имени Порфирия Демуцкого.

1872 год


В городе Богородицк, ныне Тульской области, родился Владимир Петрович ПОСПЕЛОВ — энтомолог, академик АН УССР (1939).
В 1896 году Владимир Поспелов окончил Московский университет и работал в Московском сельскохозяйственном институте.
В 1904-1913 гг. — приват-доцент Киевского университета.
Профессор Воронежского (1913-1920) и Ленинградского (1930-1940) сельскохозяйственных институтов, Саратовского (1927-1930) и Киевского (1944-1945) университетов.
Одновременно в 1929-1940 гг. — заведующий лабораторией во Всесоюзном научно-исследовательском институте защиты растений в Ленинграде.
С 1946 года — директор Института энтомологии и фитопатологии АН УССР.
Основные труды по общей и экспериментальной энтомологии, особенно по защите сельскохозяйственных растений от вредителей.
Владимир Поспелов — один из инициаторов организации в СССР местных учреждений по защите сельскохозяйственных растений, создания в СССР (1931) службы карантина растений и организатор работ по биологическому методу борьбы с вредными насекомыми.
Открыл явление имаинальной диапаузы.
Награжден орденом «Знак Почёта» и медалью.
Умер 1 февраля 1949 года в Киеве.

1890 год

В селе Каливка, ныне село Ягодное Винницкой области родился Федор Зотикович КОНОВАЛЮК — украинский живописец и график.
Федор Коновалюк учился в 1911-1909 гг. в Лаврской иконописной мастерской, в 1911-1915 гг. — в Киевском художественном училище ( у А.Мурашко), в 1915-1917 гг. — в Петербургской Академии искусств (у В.Маковского), в 1925-1927 гг. — в Киевском художественном институте ( у Ф.Кричевского).
В 1900-1910 гг. принимал участие в росписи киевских и днепропетровских церквей.
Произведения: картины «Т.Г.Шевченко в ссылке» (1932), «Встреча Н.Г.Чернышевского и Т.Г.Шевченко» (1948), «Посланцы Богдана Хмельницкого» (1957), обе в соавторстве; серия пейзажей «Киев» (1908-1970), иллюстрации к произведениям Т.Шевченко («Катерина», «Сон», «Кавказ», «Єретик», «I мертвим і живим...», И.Котляревского («Енеїда», «Москаль-чарівник», «Наталка Полтавка»), Г.Квитки-Основьяненко («Пан Халявський», О.Кобылянской («За готар»), М.Черемшини («Більмо»), В.Стефаника («Кленові листки»).
Умер 22 декабря 1984 года в Киеве.
На фотографии: портрет Ф.Коновалюка работы И.Ижакевича.

1895 год

В селе Мойсинцах Золотоношского уезда Полтавской губернии (в настоящее время село Приднепровское Чернобаевского района Черкасской области) в семье безземельного крестьянина родился Иван Леонтьевич ЛЕ (настоящая фамилия — Мойся) — украинский писатель. Лауреат Государственной премии УССР имени Т.Г.Шевченко (1967) — за роман-эпопею «Богдан Хмельницкий» (1957—1965)
С семи лет он ушёл на заработки, пас скот у кулаков и богатых хозяев, работал коногоном на рудниках Криворожья. Несмотря на трудные материальные условия, в 1917 году ему удалось закончить мойсинскую сельскую школу.
Работая на Шмаковском руднике шахтёром, в 1913—1914 годах писал корреспонденции и краткие очерки в газету «Приднепровье».
В 1914 году его призывают в армию. Находясь на фронте, он печатает в подпольной солдатской газете «Химик» стихотворения, разоблачающие антинародный характер империалистической войны. Будущий писатель принимал участие в событиях Февральской и Октярьской революций 1917 года, в Гражданской войне на Украине.
Впервые как писатель-профессионал Иван Ле выступает в 20-е годы после окончания рабфака Киевского политехнического института. В это время им написаны рассказ «Смычка» (1925), повесть «Юхим Кудря» (1927) и сборник рассказов «Танец живота» (1927). Молодой писатель ведёт большую работу по организации первого писательского объединения на Украине «Жовтень».
В 1931 году печатается его роман «Интеграл» (об ЕМЗ в Донбассе и его людях), в 1932 году выходит в свет «Роман Межгорья», посвящённый теме социалистических преобразований в Узбекистане.
В 30-е годы автор издаёт сборники рассказов «Отец Вергун», «За коврами», роман «История радости» (1938) о духовном и гражданском росте советской женщины.
В годы Великой Отечественной войны Иван Ле работает спецкором газеты «Известия», пишет фронтовые очерки и рассказы, которые впоследствии вошли в его книгу «Мои письма» (1945). Героическим событиям военных лет посвящены роман «Юго-Запад» (1950; с А.С.Левадой), книга «На грани пропасти» (1957), повесть «Кленовый лист» (1960).
По совету М.Горького, писатель стал создавать семитомную серию исторических романов «Украина», куда вошли роман «Наливайко» (1940), эпопея «Богдан Хмельницкий» (1957—1965).
В течение многих лет Иван Ле, являясь членом президиума СП УССР, вёл большую общественную работу.
Награжден орденом Ленина, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени (1939), Отечественной войны I степени, Отечественной войны II степени, Красной Звезды и ещё тремя орденами и медалями.
Умер 9 октября 1978 года в Киеве, похоронен на Байковом кладбище.
В 1981 году в Киеве на фасаде дома №6 по улице Красноармейской, ныне Большой Васильковской, где в 1952-1978 гг. жил и работал украинский писатель Иван Ле, была открыта мемориальная доска — бронза, горельеф (скульптурный портрет); скульптор А.В.Нименко, архитектор Т.Г.Довженко.

1895 год

В селе Шумячи Могилёвской губернии (ныне посёлок городского типа Смоленской области) родился Георгий Николаевич ТАСИН (настоящая фамилия — Розов) — украинский кинодраматург и кинорежиссёр. Лауреат Сталинской премии первой степени (1948).
В 1917 году Георгий Тасин окончил Петроградский психоневрологический институт.
С 1918 года — литературный сотрудник и редактор ряда киевских газет и инструктор Политуправления Красной Армии.
С 1920 года — председатель Киевского окружного Фото-кинокомитета, в 1922 году — первый директор и режиссёр (1925-1927) Ялтинской кинофабрики ВУФКУ, в 1923-1924 годах — директор Одесской кинофабрики.
В 1924-1925 годах — режиссёр правления ВУФУКУ в Харькове и организатор и редактор-постановщик киножурналов «Маховик» и «Кинонеделя» (Харьков).
В 1928-1941 годах — режиссёр Одесской киностудии.
В 1941-1943 годах — режиссёр Ташкентской киностудии.
В 1944-1956 годах — режиссёр Украинской студии хроникально-документальных фильмов (Киев), ответственный редактор киножурнала «Радянська Украина».
Режиссер: 1924 — «Октябрина» (короткометражный), 1926 — «Алим», 1926 — «Ордер на арест», 1927 — «Муть», 1928 — «Джимми Хиггинс», 1928 — «Ночной извозчик», 1930 — «Гость из Мекки», 1930 — «Соленые ребята», 1932 — «Атака», 1934 — «Большая игра», 1937 — «Назар Стодоля», 1938 — «Кармелюк», 1941 — «Дочь моряка», 1941 — «Последняя очередь» (короткометражный), 1952 — «Дружба» (документальный).
Сценарист: 1921 — «Герои и мученики Парижской коммуны» (короткометражный), 1921 — «Цветы на камнях» (короткометражный), 1922 — «Призрак бродит по Европе», 1924 — «Октябрина» (короткометражный), 1925 — «Арсенальцы», 1928 — «Джимми Хиггинс», 1932 — «Атака», 1938 — «Кармелюк», 1942 — «Учительница Карташова», 1942 — «Боевой киносборник «Юные партизаны».
Ушёл из жизни 6 мая 1956 года в Киеве.

1905 год

В Киеве в семье врача родился Григорий Михайлович КОЗИНЦЕВ — режиссёр кино и театра, сценарист, педагог. Народный артист СССР (1964). Дважды лауреат Сталинской премии (1941, 1948). Лауреат Ленинской премии (1965).
Учился в гимназии, в 1919-1920 гг. — киевской школе живописи А.А.Экстер, работал в театре Соловцова, театре «Арлекин»; затем учился в Петроградской академии художеств.
В 1921 году совместно с Л.З.Траубергом организовал Фабрику эксцентрического актера (ФЭКС) — театральную школу, сочетавшую обучение актеров с постановкой спектаклей и воспитавшую ряд замечательных актеров и режиссеров кино (Я.Жеймо, Е.А.Кузьмина, С.А.Герасимов, О.П.Жаков и др.).
С 1924 года Григорий Козинцев начал работать в кино (до 1945 все фильмы ставил совместно с Траубергом).
В картинах «Похождения Октябрины» (1924), «Мишки против Юденича» (1925), «Чертово колесо» (1926) большое значение имел формальный эксперимент и свободное сочетание разных, по преимуществу «низких» жанров.
Несомненным шедевром явилась экранизация повести Н.В.Гоголя «Шинель» (1926), с удивительной выразительностью рассказавшая об одиночестве «маленького» человека в мире казенного Петербурга.
В костюмно-историческом «С.В.Д.» (1927) удалось найти интересный подход к сюжету о декабристах.
«Новый Вавилон» (1929) с редким по тем временам эпическим размахом воспроизводил события Парижской Коммуны.
С первой звуковой картиной «Одна» (1931) — о молодой учительнице, отправленной на работу в глухое сибирское село, — в творчестве Григория Козинцева и Трауберга начался новый период.
В трилогии о Максиме — «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1939, Государственная премия СССР, 1941), сделанной в жанре историко-революционной эпопеи, режиссеры отдали дань официальному искусству, что не помешало им сделать эти ленты зрелищными, во многом новаторскими.
После этого Козинцев некоторое время работал в театрах, осуществляя постановки «Короля Лира» (1941), «Отелло» (1943) и «Гамлета» (1954).
С 1944 года вел режиссерскую мастерскую во ВГИКе (с 1960 — профессор).
После войны Григорий Козинцев, обратившись к популярному тогда биографическому жанру, поставил фильмы «Пирогов» (1947, Государственная премия СССР, 1948) и «Белинский» (1953). Его «Дон-Кихот» (1957, Почетный диплом на Международном кинофестивале в Ванкувере, 1958) стал классическим образцом экранизации.
В 1962 году Григорий Козинцев выпустил книгу «Наш современник Вильям Шекспира», ставшую теоретической подготовкой к двум его выдающимся шекспировским экранизациям: «Гамлет» (1964, Ленинская премия 1965, специальная премия Международного кинофестиваля в Венеции, 1964) и «Король Лир» (1970), подчеркивали непреходящую актуальность великих трагедий. Козинцев нашел в своих шекспировских лентах интересные пластические решения, сочетающие тонкую стилизацию с исторической достоверностью. Повествование велось в драматичной, но реалистической манере, а черно-белая пленка придавала изображению оттенок благородного аскетизма. Козинцевские Гамлет (И.М. Смоктуновский) и король Лир (Ю.Ярвет) с их рефлективностью и напряженной работой души были без преувеличения современными героями.
В 1965-1971 гг. Григорий Козинцев руководил режиссерской мастерской при «Ленфильме».
Написал историко-теоретические монографии: «Глубокий экран» (1971) и «Пространство трагедии» (опубликована посмертно, 1973).
Зять (муж старшей сестры Козинцева — Любови) — писатель И.Г. Эренбург.
Умер 23 мая 1973 года в Ленинграде, похоронен на Литераторских мостках на Волковом кладбище.

1935 год

В Киеве в семье потомственных железнодорожников родился Анатолий Петрович КОНЧАКОВСКИЙ — музейный работник, исследователь жизни и творчества М.Булгакова, один из основателей и первый директор музея писателя в Киеве (1989-2009). Литератор.
В 1955 году закончил Киевский электромеханический техникум авиационной промышленности и трудился на оборонном предприятии города. Служил в армии.
По окончании Киевского Политехнического института получил специальность радиоинженера и до 1989 года работал в Научно-исследовательском институте «Квант» инженером, ведущим инженером, заместителем начальника отдела, руководителем ряда научно-исследовательских работ.
В 1982 году закончил Народный университет культуры.
Принимал активное участие в реставрации дома по Андреевскому спуску №13 и в создании в нем музея великого Мастера.
В 1989 году Анатолий Кончаковский был назначен директором Литературно-мемориального музея Михаила Булгакова и работал на этом посту до 2009 года.
С 2009 года — ведущий научный сотрудник музея.
Автор книг: «Киев Михаила Булгакова» (1990, в соавторстве с Д.В.Малаковым), «Библиотека Михаила Булгакова» (1997), «Афоризмы, крылатые выражения, парадоксы Михаила Булгакова» (1999), «Книжкові знаки киян» (2000, в соавторстве с М.А.Грузовым), «Легенды дома Турбиных» (4 выпуска, 2002-2007), «Бібліотеки киян. Словник власників» (2005), «Легенды и были дома Турбиных» (2008), «Были и легенды дома Турбиных» (2010), «Михаил Булгаков. Киевское эхо» (2011, в соавторстве с С.П.Ноженко) и др.
Публикуется в киевских, московских и санкт-петербургских периодических изданиях.
С 2008 года — председатель клуба любителей книги при Музее Михаила Булгакова «Суббота у Бегемота».
Имеет правительственные награды и почетные грамоты мэра Киева.

1961 год

В Киеве, в семье инженеров-теплоэнергетиков родился Александр Евгеньевич ЦЕКАЛО — музыкант, актёр, радио и телеведущий, продюсер.
Обучался игре на фортепиано, научился играть на гитаре и уже в школе пробовал себя в концертной деятельности, создав группу «ОНО». Участвовал в самодеятельности, в театральных постановках.
Окончив в 1978 году школу, Александр Цекало поступил на заочное отделение Ленинградского технологического института целлюлозно-бумажной промышленности, одновременно с учёбой работал в Киеве слесарем-наладчиком, играл в самодеятельном театре, а в 1979 году создал квартет «Шляпа».
Позже, по приглашению Киевского эстрадно-циркового училища, вместе с другими участниками квартета поступил на второй курс.
Экстерном окончил ЛТИ ЦБП, работал в Киевском театре эстрады монтировщиком сцены, осветителем.
Окончив в 1985 году училище, он начал работать в Одесской филармонии.
В 1986 году вместе с Лолитой Милявской Александр Цекало образовал кабаре-дуэт «Академия», а в 1989 году они приехали в Москву.
До февраля 2003 года Александр Цекало был исполнительным продюсером мюзикла «Норд-Ост», затем — генеральный продюсер компании «Русский мюзикл», режиссёр-постановщик мюзикла «12 стульев».

1966 год

В Киеве в семье врачей родилась Ольга Вадимовна БОГОМОЛЕЦ-ШЕРЕМЕТЬЕВА — доктор медицинских наук, профессор кафедры дерматологии и венерологии Национального медицинского университета им.А.А.Богомольца. Заслуженный врач Украины. Главный врач Клиники лазерной медицины Института дерматологии и косметологии, координатор Европейской ассоциации лазерной дерматологии в Восточной Европе, член Американской академии дерматологии, Европейской академии дерматовенерологии, Нью-Йоркской академии наук. Украинская певица, автор-исполнитель современных и старинных украинских романсов. Общественный деятель.
Правнучка академика Александра Богомольца, отец — профессор Вадим Березовский, врач в пятом поколении.
В 1989 году Ольга Богомолец окончила Киевский медицинский институт им.А.А.Богомольца по специальности «Лечебное дело».
С 1989 по 1991 год проходила клиническую ординатуру в Украинском государственном институте усовершенствования врачей.
В 1993-1994 годах училась в США в Пенсильванском медицинском университете и Институте дерматопатологии Бернарда Аккермана.
По возвращении учредила Клинику лазерной медицины доктора Богомолец, сегодня известную как Институт дерматологии и косметологии доктора Ольги Богомолец.
В 2001 году окончила Национальный педагогический университет им.М.П.Драгоманова.
В 2003 году в Национальном медицинском университете им.А.А. Богомольца получила степень доктора медицинских наук по специальности «Кожные и венерические болезни».
С 2003 года до настоящего времени — главный врач Института дерматологии и косметологии доктора Ольги Богомолец.
С декабря 2004 года по октябрь 2005 года была личным врачом президента Украины.
Автор более 70 научных трудов и 9 патентов на изобретения в сфере лечения кожных заболеваний.

1972 год

В семье солистов балета Молдавского академического театра оперы и балета Людмилы Недремской и Виталия Поклитару родился Раду Витальевич ПОКЛИТАРУ — балетмейстер, создатель театра современной хореографии «Киев модерн — балет».
В 1991 году Раду Поклитару окончил Пермское государственное хореографическое училище.
1991-2001 гг. — артист балета Национального академического Большого театра Республики Беларусь.
1999 год — окончил Белорусскую государственную академию музыки по специальности «балетмейстер».
2001-2002 гг. — главный балетмейстер Национальной оперы Молдовы.
В 2006 году организовал театр современной хореографии «Киев модерн — балет».
На сегодняшний день хореограф является автором около двадцати одноактных и полнометражных спектаклей, осуществленных на разных сценах, среди которых Большой театр России и Русский камерный балет «Москва», Национальные оперы Молдовы, Латвии и Беларуси. Киевских зрителей Раду Поклитару увлек и взволновал хореографическим решением одноактных балетов «Картинки с выставки» на музыку М.Мусоргского и «священная» И.Стравинского на сцене Национальной оперы, а также постановкой уникального оперно-балетного спектакля «Le Forze Del Destino», соединяющего классический вокал, экспрессивную современную пластику и режиссуру. (Этот проект осуществлен Фондом искусств Владимира Филиппова.)
Каждая из работ балетмейстера — смелый эксперимент и дерзновенный поиск, привлекающий неожиданным прочтением всемирно известных театральных сюжетов, обновлением и обогащением формы и лексики современного танца, всегда подчиненный музыке и глубоко раскрывающий сложный внутренний мир человека.
По словам самого Раду Поклитару, ему близок танец свободный, ничего не отрицающий и воспринимающий любые стили: «Если мне кажется целесообразным использовать движение классического танца в моем спектакле, я его использую, точно так, как и движения танца-модерн. Когда у тебя отсутствует табу, твоя палитра становится богаче. Это может показаться эклектикой, но, оперируя многими стилями, я чувствую себя по-настоящему свободным».

Болеро на музыку Мориса Равеля театр Киев модерн-балет
«Болеро» на музыку Мориса Равеля. «Киев модерн-балет».

Спектакли Раду Поклитару были показаны на Международных музыкальных фестивалях и гастролях в Великобритании, Франции, США, Голландии.


По материалам сайта "Киевский календарь"

Другие события месяца >>>


Поиск по сайту

Погода в Киеве

Наш сайт в соц. сетях

Наши друзья

Киевский календарь



Сайт памяти Виктора Некрасова

Ассоциация велосипедистов Киева

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
всемирная ассоциация

E-mail: org@waet.com.ua
http://waet.com.ua

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Зарегистрированных: 0
Каталог сайтов «ua24.biz» Каталог украинских интернет магазинов Рейтинг интернет магазинов Украины участник каталог интернет магазинов Украины
Shop-List.com.ua GigaTrade.com.ua Форум Киева Каталог сайтов Все сайты города Киева. Справочник сайтов Киева Google+
Кiевъ Градъ © 2011
Использование материалов сайта www.kievgrad.org разрешается при наличии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки). За содержание материалов, предоставленных сторонними источниками, администрация "Кіевъ Градъ" ответственности не несет. Новости публикуются на языке оригинала.