Приветствую Вас Гость

Главная » 2013 » Август » 5 » История Киевского цирка
14:27
История Киевского цирка
Каждый из нас, наверняка, хоть раз в жизни был в цирке. Представления в современном цирке поражают красочностью, обилием спецэффектов, насыщенной программой. Веселые выступления клоунов, таинственные манипуляции иллюзионистов, захватывающие дух трюки воздушных гимнастов и канатоходцев, необыкновенные выступления дрессированных животных…



Таким мы знаем цирк сейчас. А давайте совершим путешествие во времени и посмотрим с чего же все начиналось и в какой цирк ходили киевляне прошлого?



Киев, 1797 год. Из Дубно в Киев переведена знаменитая Контрактовая ярмарка. Издавна рыночные площади и ярмарки не обходились без представлений бродячих театральных труп и скоморошьих потех. Не был исключением и Киев. На Контрактовой площади, кроме торговых рядов, появились балаганы. Сооружали их из досок, вокруг манежа в несколько рядов устанавливались лавки, для богатых зрителей, а за ними находился, так называемый «загон» - стоячие места для бедной публики. По центру манежа возвышался столб, поддерживающий купол из брезента или бязи.

В таких балаганах выступали как местные артисты, так и иностранные труппы.

Сохранились записи о том что в 1830 году киевский военный губернатор Б. Я. Княжнин разрешил иноземцу Ламберту «представить вольтижирование, разные фейерверки, танцевание на канате и другие по искусству его штуки». В 1835 году дается разрешение такому же гастролеру «производить публичные выступления под названием вольтижирование», еще одному разрешается «показывать привезенных разных зверей».

Постепенно популярность таких представлений настолько возросла, что цирки начали появляться в разных частях города. В 1858 году два иностранца, Кроссо и Гайнрих, соорудили балаган во Дворцовом парке «для показа акробатических и гимнастических упражнений». Австрийский подданный Венцель Шлезак, в том же 1858-м, построил временный цирк в Лыбедской части города (очевидно, на Троицкой площади). В представлениях у него участвовали 60 человек и 50 лошадей. Прославленные артисты стремились непременно побывать на гастролях в Киеве. В 60-х годах XIX века к нам приезжали цирки Гверры, Вернера, Рио и других.
В 1863 году киевский садовод Карл Христиани приобретает земельный участок, на котором сейчас расположен стадион «Динамо», и создает здесь увеселительное заведение «Шато-де-Флер» («Замок цветов»). В 1865 году тут выступала цирковая труппа француза Луи Сулье. Он именовал себя «директором и почетным наездником Его Величества султана», подчеркивая, что труппа его прибыла из самого Константинополя.



В помещении «Шато-де-Флер» в сезон 1866—1867 гг. выступал конный цирк Турниера. Кроме наездников, демонстрировали свое мастерство гимнасты, акробаты, жонглеры. Афиши оповещали зрителей, что они увидят артистов из Парижа, Берлина, Вены — наездницу мисс Маргариту Станлей, клоунов Далло и Скотта, наездника Готье и многих других.

В Цирк тех времен могли попасть далеко не все — места стоили дорого: купон в ложу-бенуар и место в амфитеатр — 1 рубль серебром, детский билет — 25 копеек серебром.

Цирковые представления становятся неотъемлемой частью киевского досуга. Количество таких увеселительных сооружений постоянно растет. На Крещатикской площади (сейчас это площадь Независимости) сооружается временное здание цирка. В нем дает представление труппа Джемса Белля. На Бессарабской площади в 1869 году еще одно временное здание цирка построил предприниматель Жермен Бретон. Сезон открывали артисты, которые накануне давали представления в Москве. Настоящий фурор произвел клоун Литтль Виаль. Газета «Паровоз» писала: «Мы ничего подобного в Киеве еще не видели. Виаль неподражаем, этот человек обладает таким запасом комизма и юмора, что его хватило бы на сто человек».

Цирковые представления одновременно проходили в нескольких местах — в Кадетской роще, на Университетской площади (территория парка им. Т. Г. Шевченко), в «Шато-де-Флер». В балагане на Крещатике, например, показывали дрессированных собак.

Только в середине 1870-х на углу улиц Фундуклеевской и Ново-Елизаветинской (сейчас на этом месте находится здание Национального русского драматического театра им. Леси Украинки) в Киеве появляется стационарное здание цирка. На участке, выкупленном французом Огюстом Бергонье в 1874 году австриец Игнатий Соббот построил деревянное здание для конных представлений. Через год владелец усадьбы сооружает здесь первый каменный цирк-театр «Альказар» по проекту известного киевского архитектора Владимира Николаева. Цирк был торжественно открыт 28 декабря 1875 года.

Директором цирка стал князь В. Д. Оболенский. Представления в «Альказаре» были пышно обставлены. В них принимали участие 60 артистов, 35 музыкантов, конюшня состояла из 40 лошадей. В состав балета даже были ангажированы актеры из неаполитанского театра «Сан-Карлос», приглашены известные в Англии клоуны братья Ханлонн-Ли. Они исполняли гимнастические номера и «икарийские игры», пантомимы.

Изначально во главе цирковых трупп стояли преуспевающие артисты, сами участвовавшие в представлениях. Но со временем хозяевами артистов становятся купцы-нувориши. Так из «Шато-де-Флер», «Шотландского цирка» и зверинца на Троицкой площади солидные доходы извлекал г-н Саламонский, именовавший себя «американским гражданином».

Капитализация циркового дела поставила отечественных цирковых актеров в худшее положение, чем иностранных гастролеров. В те времена зажиточную публику влекло к «европеизации» (что, в принципе мы можем наблюдать и сейчас). И большинство отечественных артистов в дань моде брали себе звучные иностранные псевдонимы. Так под «Розетти» скрывались эквилибристы на проволоке Даниленко, у дрессировщика лошадей Манжелли на самом деле украинская фамилия Шевченко; жонглеры Коваленко превратились в Траполи, а музыкальные эксцентрики Гурские стали Гринье. Иногда псевдоним артисту навязывал сам хозяин.

В 1883 году на Крещатикской площади вместо старого сооружают свой цирк Никитины.


Аким Никитин


Хотя здание и было опять таки временным, но выглядело эффектно. Зрительный зал по тем временам был очень вместительным — на 900 человек! Несколько выходов — на случай пожара.



На первом представлении большую часть программы составляли выступления русских артистов. Выдающийся наездник Николай Сычев поражал публику эффектными и сложными трюками, стоя на спине неоседланной и невзнузданной лошади. Самым эффектным прыжком Сычева был «туннель». Артист устремлялся в подвешенную трубу из легкой материи, прыгал руками вперед, пригнув голову, как бы ныряя, и, пролетев туннель, снова становился ногами на спину бегущей лошади.

Позже знаменитостью этого цирка стал борец Иван Поддубный.



Его радушно встретили хозяева цирка - Аким Никитин с женой Юлией. Никитин прежде всего предложил ему сшить черкеску и отрастить усы: «Негоже, Иван Максимович, запорожскому казаку без усов». После первого же своего выступления 17 апреля 1898 года Поддубный произвел фурор, Борец получил прибавку к жалованию, номер в хорошей гостинице и лучшего портного, который сшил ему модный костюм.

— Теперь вы уже не грузчик, а борец, артист. И артист известного цирка. Положение, мой друг, обязывает, — говорил Никитин. — Кстати, зайдите к нашему фотографу — сфотографируйтесь, мы выставим ваш портрет во всех магазинах на Крещатике.



Так появился портрет Поддубного с усами, в черкеске с газырями и кинжалом, с броской надписью: «Прославленный борец «на поясах» — казак Иван Поддубный». И ниже строчка буквами помельче: «Выступает в цирке братьев Никитиных».

Через Акима Никитина Поддубный познакомился с писателем Александром Куприным, большим любителем цирка и одним из основателей «Киевского атлетического общества». Куприн посоветовал Поддубному заняться новым видом, которым увлекался Киев — французской борьбой. Один из членов атлетического клуба спустя годы рассказал об этих занятиях: «Помню, как в один из тренировочных дней появилась в нашем клубе, в Киеве, гигантская фигура, произведшая впечатление и на нас, среди которых было немало крупных людей, взращенных благодатной украинской природой. Это был Поддубный. У нас он начал усердно разучивать сложные приемы французской борьбы, в которой был еще новичком и которые усваивались им удивительно легко и просто.... Поддубный способен был развивать в нужные минуты энергию, подобную взрыву, и не терять куража в самые тяжелые и опасные минуты борьбы... Вся эта счастливая совокупность физических и психологических качеств и позволила ему через какой-нибудь месяц заложить прочный фундамент своего борцовского «образования» в этой новой для него отрасли спорта... »
Цирк Никитиных открыл дорогу еще одному прославленному атлету и борецу — Ивану Заикину.



Как и Поддубный, он был грузчиком, только на Волге. В Киеве выступал в 1910-м, затем в 1912-м и 1915-м годах. На лежащего Заикина клали доски, по ним проезжал автомобиль с пассажирами.

В сезон 1910—1911 Никитины поразили публику выступлением велофигуристов во главе с Шарлем Нуазетти. Артисты ездили по наклонной стене из деревянных реек, похожей на огромную плетеную корзину. Этот номер назывался «Круг смерти».
Кроме атлетов, славился цирк Никитиных и дрессированными животными. Большой популярностью пользовалась обезьяна, восхищавшая зрителей своим вполне человеческим поведением — обедала, сидя за столом, пользуясь при этом салфеткой, ножом и вилкой, кроме того, умела ездить на роликах и велосипеде.
Впоследствии Никитины открыли свой цирк в Москве, причем программы для нового заведения «обкатали» именно в Киеве.

Несмотря на бурные годы революций и гражданской войны, когда власть в Киеве менялась словно в калейдоскопе, цирки Киева продолжали выступления. В 1918 году центром культурной жизни стал Литературно-артистический клуб (или КЛАК) на улице Николаевской, 11. Здесь располагалась организация профсоюза артистов варьете и цирка. Артисты объединялись в трудовые товарищества, организовывали цирки на кооперативных началах.
Когда в 1919 году Киев захватили деникинцы, они потребовали, чтобы артисты продолжили свои выступления. Это, по мнению белогвардейцев, должно было показать, что жизнь в городе нормализуется и есть все основания развлекаться.

Гражданская война внесла свои изменения в цирковую жизнь. Труппы были вынуждены отказаться от частых переездов и подолгу работали в одном городе.

Так с 1922-го на протяжении нескольких лет в киевском цирке демонстрировал свои номера прославленный воздушный гимнаст Донато (Донат Васильевич Старичков). Особенно нравилось публике, что даже в сложных воздушных номерах артист выступал в роли комика, разыгрывая под куполом сатиру на злобу дня.
При советской власти задачи цирка несколько изменились. Теперь от него требовалось демонстрировать физическую силу, ловкость и красоту человека. От клоунов требовалось быть и юмористами, и публицистами, и сатириками. В газетных статьях того времени встречаются упреки в адрес киевского цирка: «Не все ладно с номерами разговорного жанра из-за нехватки украинского эстрадного материала», «Цирку необходим остроумный, всегда свежий сатирический материал».

В 1930-е годы цирк, как и все в стране, поставили на научную основу. Именно в Киеве был создан первый и единственный тогда в стране Научный кабинет изучения циркового процесса. А в 1935 году в нашем городе создается еще и творческая мастерская по подготовке новых номеров, которую возглавил М. Михельсон. Теперь к номерам сначала писался литературный сценарий, затем подбирали или сочиняли музыку, разрабатывали эскизы костюмов и оформления реквизитов.

Еще одна фишка 30-х годов — целые спектакли-пантомимы в цирке. Были они в основном на героическую тематику — «Бунтарь Кармелюк», «Махновщина», «Черный пират». Они производили впечатление своим размахом и сложными трюками конных боев, погонь. Эти «боевики» пользовались неизменной популярностью у зрителей.

Здание цирка Крутикова, которым в то время очень гордился Киев, во время войны было разрушено (сейчас на его месте кинотеатр «Украина»).





И вот в августе 1944-го, через девять месяцев после освобождения города, на площади перед входом на Центральный стадион рядом с Театром музыкальной комедии открыл свой первый сезон цирк шапито.



В нем киевляне увидели известных еще с довоенных времен артистов — дрессировщиков Владимира и Юрия Дуровых, клоуна Карандаша, иллюзиониста Эмиля Кио, своих любимцев братьев-акробатов Яловых.


Владимир Дуров - родоначальник цирковой династии


Но, к сожалению, небольшое шапито не могло уместить всех желающих. И тогда на пляже Труханова острова летом стали сооружать специальную площадку для цирка под открытым небом.

В те годы осуждалось подражание западу. Из циркового лексикона исчезли такие выражения как «неаполитанское трио», «мексиканское ревю». Осуждение вызывали даже исполнители, которые выходили на манеж в цилиндрах, во фраке или в накидках-мантиях. В немилость впали псевдонимы, звучащие на иностранный манер. Именно тогда прославленный комик Михаил Румянцев, писавший до того на афишах «Каран д’Аш», стал именоваться просто Карандашом.


Михаил Румянцев - клоун Карандаш




И другие артисты были вынуждены отказаться от звучных псевдонимов. Стали объявлять выступления акробатов: «Гнилов», «Страшная».

19 августа 1950 года состоялось открытие нового цирка на углу улиц Красноармейской и Саксаганского. Построен он был в рекордный срок - два месяца.



Газеты отмечали, что «новое, хорошо оборудованное здание цирка украшает город. Это прекрасный подарок киевлянам». В первой программе показывал свой «Медвежий цирк» Валентин Филатов. Он выезжал на манеж на повозке, которую тащили «рысаки»-медведи.

В 50—70-е годы ХХ столетия украшением программ Киевского цирка стал номер воздушных гимнастов — отца и дочери Щетининых. Заслуженный артист Армянской ССР Петр Павлович Щетинин работал в цирке силовым акробатом, воздушным гимнастом с разными партнершами. С 1956-го его партнершей стала дочь Ирина Щетинина, проработавшая на манеже 20 лет. В номере «Полет на спутнике» они демонстрировали сложные трюки воздушной гимнастики «Вертушка в зубах», «Ласточка».

Знакомое нам здание цирка на площади Победы было построено по проекту архитектора Жукова в 1960 году и является одним из крупнейших цирков на территории бывшего СССР.



На его арене выступают украинские и мировые звезды циркового искусства. В штате цирка состоят артисты разных жанров, есть балетная труппа и собственный коллектив музыкантов. В цирковой программе помимо классических номеров происходят экспериментальные выступления, артисты стараются совершенствовать свои номера, включая в них разнообразные дополнения и нововведения. Период работы цирка - 9 месяцев. В остальное время цирковая труппа находится на гастролях. В 1998 году цирк получил статус Национального цирка Украины.

Константин Чимбай




Категория: Заметки Киева | Просмотров: 976 | Добавил: kchimbay | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск по сайту

Погода в Киеве

Наш сайт в соц. сетях

Наши друзья

Киевский календарь



Сайт памяти Виктора Некрасова

Ассоциация велосипедистов Киева

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
всемирная ассоциация

E-mail: org@waet.com.ua
http://waet.com.ua

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Зарегистрированных: 0
Каталог сайтов «ua24.biz» Каталог украинских интернет магазинов Рейтинг интернет магазинов Украины участник каталог интернет магазинов Украины
Shop-List.com.ua GigaTrade.com.ua Форум Киева Каталог сайтов Все сайты города Киева. Справочник сайтов Киева Google+
Кiевъ Градъ © 2011
Использование материалов сайта www.kievgrad.org разрешается при наличии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки). За содержание материалов, предоставленных сторонними источниками, администрация "Кіевъ Градъ" ответственности не несет. Новости публикуются на языке оригинала.